Слона-то я и не приметил

В оригинале данная статья называется “The Elephant in the Room” (автор текста intigue, автор иллюстраций – SilverSky), и была опубликована еще 12-го мая 2011 года. Это, пожалуй, самая интересная из всех прочитанных мною авторских статей на teamliquid.net, так как она поднимает тему неизбежного пришествия лучших корейских прогеймеров из Brood War в мир StarCraft 2.  Я решил, что будет очень полезно перевести ее на русский язык. Фраза “The Elephant in the Room” – это достаточно труднопереводимая на отечественный язык идиома, означающая нечто всем известное и понятное, но при этом не получающего должного внимания, на что по какой-то причине закрывают глаза.

Это не та статья, которая сделает меня популярным. Это не та статья, начало которой будет темных красок, а окончание  — полным больших и красочных надежд. Но эта тема не дает нам покоя с тех самых дней, когда началась бэта, потому, черт побери, я просто скажу:

Всеобщее соревнование по StarCraft 2 с его самого начала и до наших дней было и остается фарсом.

Если говорить объективно, то, несомненно, такие чемпионы GSL, как FruitDealer, NesTea и МС – это замечательные игроки. FruitDealer, с его шизофреническими билдордерами и рискованными решениями, – это игрок, за которым всегда радостно наблюдать. Детектив NesTea, похоже, всегда способен найти каждую маленькую зардевшуюся и застыдившуюся пробочку со своим прокси-пилоном. Кратос МС просто бесстыдно избивает детей в игре на каждодневной основе. Все они показали себя очень сильными игроками в условиях высокого давления, все добились значительных результатов.

В этих игроках мы наблюдаем преимущество Brood War в действии (Brood War Advantage – преимущество, которое, по мнению некоторых людей, имеют SC2 игроки, ранее игравшие в BW, по сравнению с бывшими игроками в другие стратегии, например WC3).  Их механика отточена, а инстинкты безошибочно точны. Если верить  Tasteless и Artosis, вышеуказанные ex-Brood War профессионалы были «чертовски хороши» в той игре и перенесли свои умения в SC2. Они, безусловно, были таковыми – но только по сравнению с некорейцами. Если же мы посмотрим на фактические данные об их карьерах в Brood War, то сразу же становится понято, что они были просто таки никем на своей сцене.

Статистика их побед и поражений (источник TLPD) в дни Brood War:

  • FruitDealer — 13-20 (39.39%) март 2006 — фев 2008
  • NesTea — 11-21 (34.38%) июль 2007 — май 2009
  • MC — 1-9 (10.00%) июль 2008 — май 2010

Эти парни не были игроками среднего уровня. Они не были даже «почти среднего уровня». Они были плохими игроками. MC, устрашающий Бог Войны «Кратос», был более известен как «Камбала» и «Протосс-самоубийца». А теперь этот бывший рыбный протосс – один из доминирующих корейских SC2 игроков, как бы представитель неприкасаемой элиты нашей молодой игры. NesTea был лучшим из этой группы – он несколько раз пробился в брудворовский аналог Code A, правда при этом ни разу не прошел в Code S. На троих данные игроки собрали приблизительно две дюжини провалившихся попыток пройти квалификацию в Code A.

«intrigue, но это ведь недостаточно большая выборка, чтобы судить…»

  • TesteR, Code S, монстр бэты — 45-69 (39.47%) ноя 2003 — янв 2010
  • Bomber, эйс-игрок команды ST, а также #1 SC2 TLPD ELO — 1-2 (33.33%) авг 2007 — июнь 2010
  • SangHo, Code S — 43-63 (40.57%) март 2006 — март 2010
  • TheWinD, Code S — 49-70 (41.18%) окт 2000 — авг 2007
  • SuperNoVa, Code S – 13-22 (37.14%) март 2007 to ноя 2010

Это парни были профессионалами в Brood War долгое время, но никогда особо не выделялись. TesteR, пожалуй, заработал немного уважения – подобное тому, с которым спортивные болельщики относятся к постаревшему игроку в американский футбол. Его непоколебимое желание на протяжении долгих лет быть тренировочной грушей для более сильных игроков в многочисленных турнирах действительно вызывает восхищение, но уж очень грустного оттенка. Конечно, у него были редкие случаи прочной и сильной игры, но обычно вылет TesteR из турнира никогда не был большой потерей. Вот еще:

  • MMA, эйс-игрок команды SlayerS — 2-3 (40.00%) сен 2008 — май 2009
  • MVP, эйс-игрок команды IM, победитель GSLWC — 30-46 (39.47%) апр 2008 — авг 2010
  • TheStC — 8-12 (40.00%) март 2007 — апр 2008
  • MarineKing (Code S, двухразовый финалист GSL) сен 2009 — июнь 2010
  • LosirA (Code S, ro8) апр 2009 — июнь 2010, Clide (Code S) март 2007- дек 2008

За исключением MVP, эти игроки никогда не попадали в А-команды своих организаций. Перечисленные игроки оказались в отдельном списке, так как Brood War карьера каждого была слишком уж коротка по той или иной причине, и было бы нечестно указывать их в одном списке с остальными. Для некоторых из этих про причиной ухода из старой игры стал StarCraft 2.

В любом случае, никто из вышеуказанных игроков не смог доказать чего-либо в  Brood War, но теперь, всего годом позже, они разрывают SC2 сцену. Только два ex-BW игрока могут похвастаться тем, что имели в своих прошлых карьерах результаты выше среднего уровня:

***

«Я не знаю, правильно ли говорить так, но, в конце концов, профессионалы играют ради денег.» — MVP

Низкоуровневые игроки в Brood War обычно ничего не достигают в профессиональных командах. Они помогают более успешным игрокам тренироваться, а в противном случае — только тратят свое время, отчаянно пытаясь заработать очки внутри своей команды, чтобы мелькнуть в Proleague. Там нет уважения или славы — только работа, чтобы может быть стать лучше, может быть пройти в А-команду, и может-может быть сыграть в телевизионном матче.

Как только объявили первый GSL и анонсировали призовой фонд в 100 миллионов корейских вон, многие из таких борющихся за свое положение профессиональных игроков были поставлены перед потребностью принять настоящее деловое решение.

MVP, о своем решении перейти в SC2:

«Я впервые говорю об этом, но вообще-то я происхожу из очень бедной семьи. Призовые в 100 миллионов корейских вон, с которыми появилась GSL, оказали значительное влияние на мой переход. Я хотел победить. Я хотел заработать денег. Я хотел помочь своей семье личными победами.»

С появлением профессиональных команд по SC2 в Корее, игроки высокого уровня на самом деле стали зарабатывать деньги. Команда TSL объявила о годовых зарплатах FruitDealer  и TesteR, равных $31000 и $27000 соответственно. А если к ним прибавить призовые и славу, то получается совсем уж неплохо. Это значительное улучшение по сравнению с их карьерами в Brood War – никто их и не обвиняет за это. Но:

Деньги – это все та же причина, по которой Brood War игроки S-класса не переходят в SC2.

Знаменитые Brood War игроки наслаждаются выгодными контрактами, подписанными со своими спонсорами – часто крупными телекоммуникационными компаниями, у которых, как известно, деньги есть. К примеру, игроки А-класса команды STX, такие как Calm 189-158 (54.47%) и Kal 235-182 (56.35%), ежегодно зарабатывают до $80000-$90000, в зависимости от успехов в своих выступлениях.  Игрок окоманды CJ Entus эйс-терран Leta 170-120 (58.62%) также зарабатывает около $85000.

На самой вершине игрового олимпа доходы совершенно непомерные. Абсолютное Оружие Flash 394-153 (72%) получает головокружительную суму годового заработка, равную $200000 – и это не учитывая призовые деньги различных турниров. Если же он использует все возможные варианты проявить себя – сума может вырасти до $250000. Зачем ему вообще уходить из  Brood War?

Jinro говорит, что если бы Flash был вынужден перейти в SC2, он «наверняка уже через неделю смог бы брать карты у абсолютно любого игрока, как минимум в твт». И это неудивительно для того, кто знает хоть что-нибудь о  Brood War: будучи любителем, 15-ти летний Flash однажды решил стать профессионалом (что само по себе целое событие, включающее прохождение ряда игровых испытаний) и уже через год завоевал свой первый титул. Вот почему я не могу без сарказма воспринимать, когда МС говорит, что Flash показывал бы хорошие результаты, играя в SC2.

Игрок команды KT Rolster HoeJJa  37-57 (39.36%), которого по своим результатам в BW можно сравнить с лучшими SC2 игроками, перешедшими из предшествующей игры, жаловался во время одного из прогеймерских шоу Old Boy: «Если вы играете десять игр в день против Flash – вы просто забываете, что такое победа. Вы забываете, как побеждать! Вы просто не можете победить – настолько он хорош».

Товарищи Flash, тоже игроки S-класса (это звание действительно имеет веское значение в BW, в SC2 же им балуются, как конфеткой), такие как Jaedong 428-196 (68.59%) и Bisu 335-179 (65.18%) также заслуживают подобных высоких отзывов.  Они наслаждаются высочайшими зарплатами, играя в BW, где никто вам внезапно не сообщит, что теперь нужно строить депо до барака, а некоторые юниты лишаются своих способностей. Фактор удачи в ней также имеет значительно меньший вес, так как хоть билдордер и побеждает, а легкие в управление 1а скопления юнитов существуют, — но все это в значительно меньшем и более понятном масштабе.

***

Почему эти конкретные игроки так хороши?

Тренер команды Woongjin Stars говорит:

«Jaedong – это игрок, который обладает всем, о чем только может мечтать тренер. У него не только превосходные игровые показатели, но также его мышление, позиция и все остальное — они просто безупречны. К примеру, когда тренер говорит игроку сыграть более 100 игр, чтобы подготовиться к важному матчу  – многие жалуются. Но не Jaedong – он воспринимает такое требование как данное, как естественный путь улучшить свою игру. Это и есть разница в мышлении».

Сравните это с впечатлением GuemChi‘s 61-70 (46%) от пребывания в прохаусе одной из команд по SC2:

«Я никак не мог привыкнуть к атмосфере в Startale — видимо, я уж очень привык к тренировочной системе за время пребывания в Woongjin. Я не хочу сказать, что стиль тренировок в Startale плохой. Просто я предпочитаю более определенную, скорее строгую систему тренировок, но, как мне показалось, в Startale каждый был будто сам по себе и занимался, чем хотел».

Да уж, на самом деле он как раз и говорит, что в Startale плохой подход к тренировкам.

Все-таки это вопрос усилий – Jaedong не просто очень талантливый игрок, но он действительно сильно работает над собой. У бывших BW профессионалов в SC2 наблюдается механика и чувство игры, которые они воспитали в себе благодаря регулярной практике, и в этом их преимущество. Но если они не смогут поддерживать в себе эти характеристики в менее структурированной среде SC2 прохаусов, они наверняка померкнут перед высококлассными BW про, когда те придут в игру со своей трудовой этикой и усердием.

Вообще-то, стандарты уже опустились для некоторых больших имен: в своем TSL интервью, MVP  заявляет, что «он скорее играл бы в SC2 ради удовольствия, вместо того, чтобы фокусироваться на достижениях». TesteR и FruitDealer покинули свою первую команду oGs (где они были известны как oGsSKS и oGsCool соответственно) всего через несколько месяцев после выхода бэты, чтобы «как можно более свободно наслаждаться SC2». Что можно сказать о сцене, где низкоуровневые BW про, тренируясь в расслабленном режиме, все же выигрывают GSL?

Min из команды SlayerS в недавнем интервью рассказывает о тренировочном режиме в своей команде, который привел их к «золушкиной победе»:

«Наша команда тренируется значительно больше, чем остальные и мы очень уверены в наших навыках. Игрокам были определены карты, и мы играли по 30-40 игр в день на них. Все члены нашей команды также анализировали игровой стиль и любимые стратегии своих оппонентов из противоборствующей команды».

30-40 игр в день – это стандартный рабочий объем среднего BW про, и этого (на ряду с талантливым руководством Boxer) достаточно, чтобы команда SlayerS показывала высокий класс на сцене.

Хотите знать, почему BW  игроки S-класса вынуждены тренироваться так много? Только подумайте о том, к чему им следует быть постоянно готовыми: в других командах есть «снайперы» для каждого матчапа со своими особыми билдордерами (спроектированными после тщательного анализа тренерами), направленные специально на то, чтобы сломать игрока высокого уровня; мириады чизовых билдов от неизвестных игроков, используемых, чтобы сделать игру как можно более непредсказуемой, а также просто подобные им сильнейшие игроки S-класса. Представьте себе, что вам придется встретиться с игроком, который использует все свое тренировочное время, оттачивая свой лучший матчап для карты, на которой вы будете играть, анализируя все ваши игры и повторы, — а вы даже не знаете, какой расой он будет играть. В случае Flash, он просто уничтожает игроков, отправленных «ликвидировать» его, иногда до четырех подряд. Это просто уму непостижимо:

Бывший bonjwa Oov 228-144 (61%) о Flash:

«Я считаю, что он обладает наиболее совершенным мышлением для профессионального игрока, о котором только можно подумать. Я не уверен, что вообще есть много игроков, которые предпринимают действительно стратегические действия, а в случае Flash, мне кажется, он видит на десять игр вперед. Он не тот игрок, который переживает потрясение после проигранного матча — мне очень нравится это качество во Flash. У него невероятно сильные способности фокусироваться и адаптироваться в игре».

***

Легенды

Я знаю, в статье присутствует подозрительное упущение нескольких выдающихся ex-Brood War игроков. Нам следует рассматривать их отдельно по следующим причинам:

а) я не могу допустить упоминания имен ТАКИХ игроков наряду с некоторыми из уже перечисленных прогеймеров;

б) очень важно обратить внимание на то, как плохо они играли на закате своих карьер.

Вот их карьерная статистика, которую для таких игроков, как Boxer, начали вести еще в 2000 году:

  • BoxeR – 353-275 (56.21%)
  • NaDa — 439-290 (60.22%)
  • July — 267-202 (56.93%)

А вот их статистика с начала 2010 года:

Возможно, у них поубавилось мотивации после столь многочисленных побед, а может быть дело в деньгах, полученных в виде призовых. Вполне вероятно,  что они были просто переиграны теми, чьи тактики основаны на разработках этих трех игроков.  Смотря правде в глаза, следует сказать, что NaDa – это единственный из трех вышеперечисленных игроков, который более и меннее регулярно участвовал в Proleague. BoxeR и July отправлялись участвовать в отборочных для MST и OSL, но вылетали оттуда. Также следует отметь, что Боксер за этот временной период сыграл всего 12 игр – для прогеймера такой показатель равен стутусу отстутсвия всякой активности. Для сравнения, посмотрите на показатели, скажем, MVP  за тот же отрезок времени.

MVP  — 29-21 (58%)

Несмотря на это, у вышеперечисленных легендарных игроков не было никаких проблем с доходами. К примеру, NaDa  известен, как игрок, располагавший одной из самых высоких для прогеймеров зарплат в свои лучшие годы. Не помогая своим командам в Proleague напрямую, они приносили пользу своим влиянием и мудростью – а это стоит хороших денег. Наилучшим примером, подвтерждающим такое высказываение является инвестирование средств командой SKT1 в таких учителей, как BoxeR и Oov, чтобы в результате воспитать талантов, подобных Fantasy. Я все-таки осмелюсь сказать об этих игроках, что воодушевление Артосиса по их поводу является вполне оправданым.  На них можно положиться – даже Flash должен признать их избранными,  которые привели игру в ее сегодняшнюю форму.

Для них SC2 – это новый фронт. Это реальный шанс вновь играть перед своими фанами – одна из причин, упомянутых BoxeR во время своего заявляения о переходе в новую игру. Эта троица желает восстановить свою прежнюю славу в новообразованных командах, когда их потерянные владения остались под властью суперсолдат.

***

Так что же ты хочешь всем этим сказать?

Я хочу сказать, что в текущий момент есть около 300 профессиональных BW игроков, которые обладают потенциалом явиться и доминировать на SC2 сцене уже через несколько месяцев после фактического перехода. Среди этих игроков есть несколько таких, которые просто УНИЧТОЖАЮТ всех за счет редкого таланта, трудовой этики и способности учиться. Такое знание уменьшает объем удовольствия, получаемое мною от просмотра проходящих на сегодняший день турниров — как бы я не старался наслаждаться играми.

«intrique, BW статистика – это далеко не все! Нельзя полагаться только лишь на цифры!»

Я сберегу энергию моих аргументов, воздерживаясь отвечать на подобные выпады. Но мой друг может сделать это за меня:

Hot_Bid пишет:

«Я знаю, вы хотитие сказать, что это другая игра. В какой-то мере я с вами, конечно, согласен. Взгляните на бышвих WC3 игроков – они показывают отличные результаты на международной сцене. Посмотрите также на BW карьеры игроков, которые сейчас выигрывают GSL. Присмотревшись внимательно, вы заметите, что между способностью играть в BW и навыками игры в SC2 на самом деле нет прочной связи – по крайней мере на примере топовых SC2 игроков.

Вы смотрите на IM.MVP и думаете, что он лучший в мире терран, но он просто единственный профессиональный BW-игрок А-команды (сравнительно среднего уровня, между прочим), который перешел в SC2. Кроме него никто больше так и не перешел. Представьте себе сотню ребят, подобных ему – с такими же редкими талантами и складом ума.  Они могли бы быть лучше или хуже, или совершенно такие же по силе. А теперь представьте себе, что есть два-три игрока, которые лучше MVP по скорости, точности, мультитаскингу и другим геймерским способностям. Они не просто немного лучше, они превосходят его с серьезным отрывом. Но и это не то, что отделяет подобных игроков от MVP. Flash и Jaedong, имея мотивацию, могут активировать  такой склад мышления и трудовоую этику, которыми не обладает никакой другой RTS-профессионал. Их способность концентрироваться и тренироваться не просто отличается о той, на которую способен MVP, но вынуждает говорить просто-таки о кардинальной разнице. Это как подумать о разнице между Коби Брайантом и «средним игроком» какой-то NBA команды.

Быть может, Leta, Sea, Best или Zero, ворвавшись в SC2, так и не смогут стать сверхдоминирующими игроками. Но Jaedong и Flash…. они находятся за гранью. Они не подчиняются обычным правилам, и каждый, кто следил за BW знает, что здесь вопрос не в том, будут ли они доминировать, когда перейдут на SC2, но в том, когда именно они начнут доминировать.

Аргумент «другая игра» подходит для 99,9% прогеймеров, но не для таких особенных игроков, как Flash и Jaedong. Игра просто не имеет значения. Brood War это или SC2, шашки или сапер – неважно, ведь некоторые игроки настолько хороши, что они всегда будут на вершине.»

Была ли игра МС против ThorZaIN интересной? Что за вопрос – конечно была! Мне безумно понравилось смотреть, как они играют, их игры были очень классными. Но разве школьный футбол в сериале «Огни ночной пятницы» вам не кажется не классным?

Если смотреть на ELO, единственными не ex-BW игроками, которые находятся в топ 10 являются Polt(#6), Alicia(#8) (который, кстати говоря, станет очень сильным игроком) и sC(#10). Можете ли вы назвать мне других исключительно SC2 игроков, на которых вы бы поставили свои деньги? InCa? Maka? Rain?  (единственный не ex-BW игрок, который добрался до финалов ГСЛ)

Вот вам мой прогноз: наступит очередной прилив игроков уровня MVP , то есть, А-класса, когда договора между организациями и BW-игроками подойдут к концу во время августовского межсезонья. С анонсом Heart of the Swarm весной 2012 года, они наверняка примут решение начать свою игру.

В прошлом году, во время MLG D.C., я спросил у IdrA, не ощущает ли он важности поскорее выиграть ГСЛ, пока топовые BW игроки не перейдут в SC2. Я не был достаточно собран, чтобы точно запоминть его ответ. Помню, что его ответ звучал вполне уверенно, и, по правде говоря, я этому рад – он сказал: «Некорейцам понадобится крайнее усердие, если они хотят держаться на уровне.» Притягательная сила BW угасла со времен своих лучших дней, и я не уверен, что все топопые BW игроки выберут остаться в том странном паралелльном мире. Они прийдут сюда, по отдельности или вместе. Держитесь, они уже идут.

***

Дети! Даже киберспортивый слоник Элли говорит, что:

«Всеобщее соревнование по StarCraft 2 с его самого начала и до наших дней было и остается фарсом»

Заметки. Игроки, конечно, не определяются на 100% статистикой своих карьер, ведь у всех бывают подъемы и спады, и различные смягчяющие обстоятельства. MC квалифицировался на Bacchus 2009 OSL, TesteR несколько раз пробился на OSL, правда, чтобы затем быть выбитым из турнира кем-то. NesTea состоял в достаточно сильной 2на2 команде вместе с Reach. Все перечисленные достижения, безусловно, значимы. TheWinD и RainBOw на пике своих карьер также показывали отличные результаты в индивидуальных турнирах, тогда как MarineKing и Lotze участвовали в очень немногочисленных квалификациях.

Неоспоримым фактом является то, что в сумме все эти игроки имеют за спиной буквально десятки и десятки провалившихся квалификаций и отборочных.  Если бы им дать время, возможно, их BW карьеры и расцевли бы.  Но, положа руку на сердце, я считаю, что это далеко не так. Держите это в голове, размышляя о данных карьерных показателях.

Оригинальная статья

~ от Asoiaf - Lore and History на 25/09/2011.

комментария 2 to “Слона-то я и не приметил”

  1. Было очень интересно почитать. Полностью согласен с автором.

  2. хорошая статья, был такого же мнения перед прочтением. смотря ГСЛ и видя детские ошибки у корейских прогеймеров СК2 сразу понимаешь что к чему.

Оставьте комментарий